Компетентностные задания по русскому языку 8 класс

Компетентностные задания по русскому языку
8 класс
Блок 1
1.1 . Укажите слова, в которых буквы могут передавать два звука.
Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лен, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания.
1.2. Отметь примеры, в которых пропущенную букву нельзя проверить с помощью однокоренного слова
1) спр.сить
2) р..скошный дом
3) ор..шение земель
4) водор..сли на грядке
1.3. Запиши 3 проверочных слова разных частей речи к выделенному слову.
Наблюдение за окружающим миром – это всегда интерес(?)ное занятие.

Блок 2
2.1 . В каком слове ошибка в ударении?
1) торты
2) забрала (мою игрушку)
3) красивее
4) каталог
2.2 . В каком слове звуков больше, чем букв?
1) мастерски
2) портфель
3) боеприпасы
4) свекровь
2.3. Укажите ошибочное суждение
1) В слове ЖИВО все согласные звуки твёрдые
2) Слово КРУЖКА произносится как (КРУШКА)
3) В слове РУЖЬЯ мягкий знак служит для обозначения мягкости предыдущего согласного
4) В слове ПРАЗДНИК количество букв и звуков совпадает.

Блок 3
3.1. Вставьте пропущенные буквы. В каком слове пропущена буква И?
1) пр..зирать (лгуна)
2) пр..школьный (сад)
3) пр..творить (планы в жизнь)
4) пр..дать (друга)
3.2. Выделите основу и окончание в приведённых словах. Какие слова имеют нулевое окончание? Какие не имеют окончания? Запишите слова в 3 столбика: а) буквенное окончание; б) нулевое окончание; в) нет окончания.
Лекция, дочь, сторож, завтра, море, метро, направо, говорил, говоря, окно, мягкий, всмятку, три.
3.3. Образуйте существительное от глагола БЕЖАТЬ без помощи суффикса и приставки. Придумайте аналогичный пример образования существительного от глагола.
Блок 4
4.1.Вставьте пропущенные буквы. В каком слове пропущена буква А?
1) приг..реть
2) пл..вец
3) сл.жив (руки)
4) нар..стание
4.2. Спишите, над выделенными словами надпишите часть речи. Подчеркните их как члены предложения.
1.Он всегда говорил смело. 2. Его решение смело. 3. Кругом стучали капли дождя. 4. За спасательным кругом поплыл незнакомый мальчуган. 5. Всё хорошо под сиянием лунным. 6. Я хорошо выучил урок.
4.3. Дополните таблицу своими примерами.
Морфологический способ образования Неморфологический способ образования слов

Блок 5
5.1 Запишите однокоренные сложные слова. Обозначьте условия выбора соединительной буквы е.
Пыль, сосать; овощ, хранить; птица, ловить; старший класс; грязь, лечить; снег, очищать; три, бороться; басня, писать; земля, мерить; мышь, ловить.
5.2. Спишите слова в следующем порядке: 1) образованные приставочным способом; 2) суффиксальным; 3) приставочно-суффиксальными.
Актуал..ность, ошейник, к..менистый, утюж..ть, наводнение, безрельсовый, перебе..ка, поохотиться, увл..жнить, сверхскорость, поддубовик, бе..крайний, желтеть, поискать.
5.3. Составьте связный текст по плану:
– Какие слова называются сложными?
– С помощью каких соединительных гласных могут образовываться сложные слова?
– Когда пишутся гласные о, е?
· Определите стиль и тип речи написанного.

Блок 6
6.1.Вставьте пропущенные буквы.
К..саться, окон..чить, ..бегаешь, рассмеет..ся, о..давать, тер..итория, ветрен..ый, ключ..м, стеклян..ый.
6.2. Спишите. Продолжите примеры дефисных написаний:
1) имена существительные со словом пол-: пол-лимона, …
2) имена прилагательные: серо-голубой, ...
3) местоимения: кто-нибудь, ...
4) наречия: по-зимнему, ...
5) предлоги: из-под, ...
6.3. К данным местоименным наречиям прибавьте приставки не- и ни, поставьте ударение, составьте с двумя полученными словами предложения и запишите их. Объясните правописание не- и ни-.
Где, когда, куда, сколько, откуда, мало.

Блок 7
7.1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, где нужно.
В течени.. дня зар..сли неузн..ваемо изм..нились. Ошибки допущен..ы в(следстви..) невн..мания. В продолжени.. романа в следу..щем номер.. появятся новые герои. Водовороты постоян..о поп..дались в течени.. реки. Ш..рох и ш..пот слышались на протяжени.. часа.
7.2. Напишите по 2-3 словосочетания на каждый суффикс.
Нн в суффиксах имен прилагательных
1) -енн-:
2) -онн-:
3) слова-исключения:
Н в суффиксах имен прилагательных
1) -ин-:
2) -ан- (-ян-):
7.3. Составьте и запишите простые предложения со словами и словосочетаниями.
Вследствие – в следствии, ввиду – в виду, насчет – на счет, вдаль – в даль.

Блок 8
8.1. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов 3 л., мн. ч., графически объясните выбор орфограммы.
Завис_т, стро_т, окле_т, стел_т, кат_т, усил_т, бор_тся, бре_тся, се_т, корм_т, ма_тся, дыш_т, уч_т, уход_т.
8.2. В каком слове пропущена буква Е?
1) колебл..мые ветром деревья
2) движ..мый яростью
3) едва слыш..мый звук
4) невид..мый враг
8.3. Образуйте от глаголов причастия действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени, составьте с ними 2 предложения, чтобы полученные причастия входили в причастные обороты.
Присутствовать, приподнимать, придумать, преобразовать, прекратить, пригласить.

Блок 9
9.1. Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.
Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый, революцио_ый, ваго_ый, сли_ый, соколи_ый, змеи_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.
9.2. Превратите Н в НН при помощи зависимых слов. Запишите получившиеся словосочетания.
Мощёная дорога, плетёная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, белёный потолок, солёный огурец.

9.3. Спишите, от глаголов, которые стоят в скобках, образуйте деепричастия. Объясните постановку запятых.
1. Птицы хлопают крыльями (поднимаются) вверх. 2. (Изогнуть) длинные шеи птицы поднимаются ввысь. 3. Над водой (описывала) круги парила птица. 4. Не (раздумывал) он повернул коня.

Блок 10
10.1. В каком предложении выделенное слово употреблено в прямом значении?
1) Открой мне всю правду.
2) Человек он был чёрствый, бездушный.
3) Свеча горела трепетным огнём
4) Как мелочно всё это было перед лицом большой беды.
10.2. Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение. Какие из приведенных слов сейчас можно назвать неологизмами. Составьте с любыми 3–4 словами предложения.
Приватизация, презентация, спонсор, альтернатива, хобби, СМИ, Интернет, менеджер.
10.3. Составьте список профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители.

Блок 11
11.1. Найдите объяснение каждому фразеологическому обороту.
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колеса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трех соснах.
Д л я с п р а в о к. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чем-то простом.
11.2 Запишите как можно больше фразеологизмов – синонимов к данным словам .
1. Освободиться – разорвать цепи, разогнуть спину, сбросить ярмо, вздохнуть полной грудью.
2. Думать – …
3. Исчезнуть – …
4. Быстро – …
5. Медленно – …
6.. Бездельничать – …
11.3. Подготовьте небольшой рассказ (3-5 предложений) на тему «О чем рассказывают устаревшие слова?»

Блок 12
12.1. Найдите фразеологические обороты. Подчеркните их.
1. Он, как говорится, был вне себя, он рвал и метал. (С.-Щ.) 2. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. (П.) 3. Откуда узнала-то? Слухом земля полнится: хоть в трубы еще не трубят, а разговор идет (А. Остр.) 4. Цель нашей жизни для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал. (П.)

12.2. Запишите лексическое значение данных слов:
сленг –
имидж –
рейтинг –
шоу –
консенсус-
· Составьте с 2–3 из данных слов словосочетания.
12.3. Составьте связный текст (3-5 предложений) на любую тему
с использованием фразеологизмов.

Блок 13
13.1. Какое словосочетание содержит неологизм?
1) проявить фотоплёнку
2) нарядный кафтан
3) саммит глав государств
4) система знаний
13.2. Замените фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
13.3. Из данного предложения выпишите устаревшее слово (архаизм), определите его значение.
И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
Блок 14
14.1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) медведь заревел
2) заревел неистово
3) заревел и схватил
4) схватил за комбинезон
14.2. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
Береги платье снову, а честь смолоду.
14.3. Выписать два словосочетания с разными видами связи. Сделать синтаксический разбор этих двух словосочетаний.
Вы слыш..ли когда-нибудь о шерст..ных или к..рпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили обл..ка? Так (не) бывает в жизни, а со..д..няться в слов..соч..тания могут только такие слова, которые называют явления, связан..ые между собой в действительности.

Блок 15
15.1 Какое предложение является односоставным?
1) Тиха украинская ночь
2) На душе светло
3) Дорожки не расчищены
4) Убрано поле пшеницы
15.2. Укажите, чем осложнено предложение:
Помороженный, простуженный, отдыхает он, герой.

А. однородными членами предложения и обращением.
Б. обособленным приложением и обособленными однородными членами.
В. вводным словом и однородными определениями.
Г. обращением и причастным оборотом.

15.3. Составить предложения по схемам:
1) [безл.], и [безл.]
2) [двусост.], и [безл.]